Среди
принципиальных особенностей УМК авторы-разработчики
выделяют следующие.
• Сопровождается педагогической
диагностикой. Основными целями педагогической диагностики, в отличие от
мониторинга и контрольной работы,
является, во-первых, получение объективных данных о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не количественная (ученик
справился - ученик не справился с заданием), а качественная
(почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка
имеет свою причину) оценка усвоения
учащимися изученного материала, в том
числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и
нестандартных ситуациях.
• В процессе обучения реализуется
интегрированный подход. Комплект содержит интегрированные курсы:
«Окружающий мир», «Литературное
чтение», «Русский язык» и «Математика». Дело в том, что, по мнению авторов УМК, начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и
индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. С этой точки
зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому
первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно
перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Интегрированные
учебные дисциплины наряду с
образовательными функциями как раз и обеспечивают реализацию функции «мягкой» адаптации детей к новой
деятельности. Методика обучения этим предметам строится на приоритетном
использовании
наглядно-образного мышления как
типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой
организации учебного процесса,
которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность
обучаться в индивидуальном темпе.
• Учебная задача имеет приоритет
перед задачей практической, традиционно используемой в начальной школе. В основе
решения учебной задачи -
обнаружение, выбор из имеющихся или реализация способа решения. Деятельность
ученика направлена не на получение результата -ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает
перед учеником перспективу понимания и установления способа
разрешения аналогичных или типовых
учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Авторы
используют возможности каждого
предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать,
сравнивать и классифицировать;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Так, если*
обсуждать позицию школьника, то это
ответ на вопросы: «Зачем я учусь?», «Что я должен сделать, чтобы решить эту
учебную задачу?»,«Каким способом я
выполняю учебную задачу и как я это делаю?», «Каковы мои успехи и что у меня не получается?». С позиции содержания и структуры средств обучения -
это новые подходы к развитию контролирующей
и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т.д.
• В ходе обучения реализуется
дифференцированный подход. Авторская
позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения
заключается в целенаправленной
педагогической помощи и поддержке школьника в условиях гетерогенного разноуровневого
класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания. Для
предупреждения и преодоления причин
трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что и позволяет учителю отойти от традиционно принятой
ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в
зависимости от успешности обучения.
В учебно-методическом комплекте представлена система работы учителя начальной
школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов.
Таким образом, УМК «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать
достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив, с одной стороны,
снятие обязательности усвоения всех
предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав
возможность каждому работать в
соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое»,
«Этот удивительный мир» и др.). В
процессе обучения широко используются различные формы
организации учебного процесса (в первую
очередь, групповая).
• Отдельные
учебные предметы в комплекте решают общиедидактические задачи. Важнейшими дидактическими задачами
являются следующие:
* расширение круга
представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития
учебно-познавательной мотивации ученика;
* расширение и закрепление учебных действий
ребенка, их отдельных операций и
последовательности;
* развитие у школьников контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки как
важнейших показателей сформированности учебной деятельности;
* выявление детей, у
которых не сформированы те или иные умения,
навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.
|